Авторизация:


Сообщество людей и технологий
Сегодня у нас: год

Уже есть аккаунт? Войти
Присоединяйся к нашему гик сообществу!

Создай свой блог, делись интересной информацией из мира высоких технологий.

Крафтовая ФС. Как быстро сделать свою файловую систему на FUSE и Swift
Статьи, 10-02-2018, 03:41

Крафтовая ФС. Как быстро сделать свою файловую систему на FUSE и Swift

Содержание статьи

  • Что такое FUSE?
  • Установка фреймворка
  • Настройка проекта
  • Подключим фреймворк
  • Создадим Bridging Header
  • Отключим Sandbox
  • Hello world
  • Описание файловой системы
  • Инициализация файловой системы
  • Установка собственной иконки для раздела
  • Файловая система для фото из VK
  • Модели данных
  • Сервис для получения данных
  • Описание файловой системы
  • Что дальше?
  • Выводы и предостережения

Однажды передо мной встала задача показать файлы с удаленного сервера нативно в Finder. Первое, что пришло на ум, — использовать WebDAV, но это был публичный сервис, к серверу которого у меня не было доступа, а в распоряжении имелся только REST API. В голове промелькнула мысль написать свою файловую систему, но она казалась слишком амбициозной. Однако мои сомнения развеялись, когда я обнаружил, что сообщество энтузиастов развивает проект FUSE for macOS, который сводит создание собственной файловой системы к нескольким сотням строк кода. А идущий в комплекте фреймворк не требует унылых разбирательств с API на голом C и вполне пригоден для использования в комплекте с современным и мощным Swift.

Что такое FUSE?

FUSE (Filesystem in Userspace) — это интерфейс для программ пространства пользователя, позволяющий экспортировать файловую систему ядру ОС. Этот механизм появился в Linux, и условно его можно разделить на два базовых компонента: модуль ядра (поддерживается разработчиками ядра) и библиотека пользовательского пространства (libfuse). Эта библиотека предоставляет методы для монтирования, размонтирования, отправки запросов к ядру и получения ответов от него. Также она реализует удобный верхнеуровневый API, в котором мы можем оперировать привычными понятиями имен файлов и путей, вместо работы с inode.

Проект FUSE for macOS представляет собой аналогичный набор API (а также Objective-C фреймворк), позволяющий реализовать полноценную файловую систему, которая будет работать в пространстве пользователя на macOS. Так как его API является надмножеством FUSE API из Linux, то существует теоретическая возможность завести многие из существующих файловых систем на macOS. В настоящее время этот проект остается единственной реализацией FUSE для macOS, которая развивается и поддерживается силами сообщества, хотя и активность на GitHub и в Google Groups сейчас довольно низкая.

Где еще используется FUSE?

  • В TrueCrypt для Linux при монтировании разделов и в EncFS для прозрачного шифрования
  • В adbfs для доступа к файлам на смартфоне через ADB
  • В Linux для поддержки ZFS и в OpenSolaris для поддержки NTFS
  • Ответы 2 и 3
  • Все ответы верны

Загрузка …

Установка фреймворка

Установка не отличается сложностью: скачиваешь инсталлятор с сайта разработчика и запускаешь его. Если предпочитаешь собирать такие вещи из исходников, то это тоже не составит труда: достаточно установить зависимости через brew и запустить сборочный скрипт, все это подробно описано в Readme на GitHub.

Настройка проекта

Создание нового проекта в Xcode

Создадим новый проект в Xcode. Это должно быть Cocoa Application (в разделе macOS), я назвал его HelloFuse, язык выберем Swift, остальные параметры можно выбрать на свое усмотрение.

Подключим фреймворк

Расположение фреймворка OSXFUSE

После установки фреймворк будет расположен по следующему пути: /Library/Frameworks/OSXFUSE.framework. Чтобы добавить его в проект, достаточно просто перетащить его в раздел Linked Frameworks and Libraries на вкладке General настроек сборки.

Подключение фреймворка

Создадим Bridging Header

Так как мы пишем проект на Swift, а фреймворк реализован на Objective-C, то нам нужно создать и подключить так называемый Bridging Header. Создадим заголовочный файл (File > New > File > macOS > Source > Header File), назовем его HelloFuse-Bridging-Header.h и добавим в него следующую строчку:

 #import  

Теперь на панели навигации выбираем наш проект, выбираем сборку в разделе Targets, переходим на вкладку Build Settings, находим раздел Swift Compiler ? General, в поле Objective-C Bridging Header добавляем

$(PROJECT_DIR)/$(TARGET_NAME)/HelloFuse-Bridging-Header.h 

Подключаем Bridging Header в настройках проекта

Отключим Sandbox

По умолчанию во всех приложениях включена песочница, которая ограничивает возможности приложения, но в отличие от iOS на macOS ее можно отключить. Этим ты потеряешь право распространять приложение через App Store (что тоже не будет проблемой в случае с macOS), но в нашем случае нам нужен полноценный доступ к файловой системе, поэтому выбора нет.

Перейдем на вкладку Capabilities в настройках сборки и поставим переключатель в пункте App Sandbox в положение OFF.

Hello world

Описание файловой системы

Поведение файловой системы описывается в отдельном классе. Создадим класс под названием HelloFS и унаследуем его от NSObject. В минимальном примере нам понадобится реализовать только два метода: получение списка файлов, который мы будем отображать, и содержимое каждого файла.

В методе, отвечающем за отображение файлов, нужно вернуть массив строк с именами файла. В качестве параметра туда приходит путь (path), в более сложных случаях нужно будет его обрабатывать, чтобы показывать контент соответствующей директории. Здесь я просто возвращаю один файл hello.txt.

override func contentsOfDirectory(atPath path: String) throws ? [Any] {     return ["hello.txt"] } 

В метод, который отвечает за отображение пути файла, аналогично приходит путь, в зависимости от которого мы должны решить, какое содержимое отдавать для файла. В нашем же примере мы будем для всех файлов возвращать строку «Hello world!».

override func contents(atPath path: String) ? Data? {     return  "Hello world!".data(using: .utf8) } 

В итоге файл HelloFS.swift примет следующий вид:

import Foundation  final class HelloFS: NSObject {      override func contentsOfDirectory(atPath path: String) throws ? [Any] {         return ["hello.txt"]     }      override func contents(atPath path: String) ? Data? {         return  "Hello world!".data(using: .utf8)     }  } 

Инициализация файловой системы

В классе AppDelegate объявим две переменные:

private var helloFS: HelloFS? private var userFileSystem: GMUserFileSystem? 

В метод applicationDidFinishLaunching добавим следующий код:

helloFS = HelloFS() userFileSystem = GMUserFileSystem(delegate: helloFS, isThreadSafe: false)  var options: [String] = ["rdonly", "volname=HelloVolume"]  userFileSystem?.mount(atPath: "/Volumes/hello", withOptions: options) 

Код достаточно интуитивен: инициализируем файловую систему, указываем название раздела и передаем параметр, что она только для чтения, а затем монтируем ее по указанному пути.

По завершении работы приложения в методе applicationWillTerminate демонтируем нашу файловую систему:

userFileSystem?.unmount() 

После запуска приложения наш раздел появится в директории /Volumes, a также должен быть виден и в корневой директории. В разделе будет лежать единственный файл hello.txt, в котором будет написано «Hello world!».

Результат работы нашего Hello world проекта

В чем преимущество использования виртуальных ФС?

  • Их может монтировать пользователь
  • Они доводят UNIX-концепцию «всё есть файл» до абсолюта
  • В случае падения они не вызывают kernel panic
  • Ответы 1 и 3
  • Все ответы верны

Загрузка …

Установка собственной иконки для раздела

Для раздела можно заменить иконку по своему усмотрению, для этого в проект нужно положить иконку в формате *.icns (требования к размерам и прочему можно найти в macOS Design Guidelines) и добавить путь к ней в массив options.

if let volumeIconPath = Bundle.main.path(forResource: "disk", ofType: "icns") {     options.insert("volicon=(volumeIconPath)", at: 0) } 

Файловая система для фото из VK

Давай попрактикуемся и реализуем то, для чего в большинстве случаев создаются подобные файловые системы, — отображение контента с удаленного сервера в виде файлов и папок. Предлагаю отобразить таким образом альбомы и фотографии из паблика нашего журнала в VK. Пример можно будет легко адаптировать для своих нужд, так как мы не будем завязываться на SDK «ВКонтакте», а будем обращаться напрямую к методам REST API, доступным без авторизации.

Модели данных

Мы будем оперировать двумя сущностями: альбом и фотография. Альбомы будут лежать в корне нашей файловой системы и выглядеть как папки, а фотографии находиться в альбомах и выглядеть, соответственно, как файлы картинок. Наши модели должны удовлетворять протоколу Decodable, для того чтобы мы могли их распарсить из JSON, который мы получим с сервера.

Для альбома нам понадобится знать его идентификатор, чтобы потом по нему запросить фотографии, а также его название.

struct Album: Decodable {     let id: Int     let title: String     var photos: [Photo] = []      private enum CodingKeys : String, CodingKey {         case id, title     } } 

Для фотографий нам нужно знать URL, по которому мы будем скачивать фотографию, а также имя файла. Так как в VK нет отдельного заголовка для фотографий, я буду использовать имя файла из URL.

struct Photo: Decodable {     let url: String     let filename: String      private enum CodingKeys : String, CodingKey {         case url = "photo_604"     }      init(from decoder: Decoder) throws {         let values = try decoder.container(keyedBy: CodingKeys.self)         url = try values.decode(String.self, forKey: .url)         filename = NSString(string: url).lastPathComponent as String     } } 

Ответ сервера VK имеет следующую структуру:

{     "response": {         "count": 12,         "items": [...]     } } 

Интересующая нас информация лежит в items. Чтобы с такой структурой было удобнее работать, сделаем вспомогательную модель VKResponse.

struct VKResponse: Decodable {     let items: [T]?      private enum RootKeys : String, CodingKey {         case response     }      private enum CodingKeys : String, CodingKey {         case items     }      init(from decoder: Decoder) throws {         let values = try decoder.container(keyedBy: RootKeys.self)         let responseValues = try values.nestedContainer(keyedBy: CodingKeys.self, forKey: .response)         items = try responseValues.decodeIfPresent([T].self, forKey: .items)     } } 

Сервис для получения данных

Очевидно, что получать данные из сети не входит в обязанности класса, отвечающего за построение файловой системы, поэтому мы вынесем эту функциональность в отдельный класс, который мы назовем VKService (в боевом проекте его тоже следовало бы разбить на несколько слоев, но здесь мы не будем усложнять). Коротко опишу основные моменты: методы fetchPhotos и fetchAlbums делают GET-запрос при помощи URLSession к API vk.com и парсят полученный JSON при помощи JSONDecoder. Остальные методы предназначены просто для удобного получения соответствующих сущностей (фото из альбома, альбом по пути в файловой системе и прочее). Так как он имеет мало отношения к нашей сегодняшней теме, я не буду останавливаться на нем подробно, ты сможешь его найти в исходниках проекта.

Описание файловой системы

Алгоритм отображения контента будет следующий. Проверяем, находимся ли мы в корневой директории, если да, то возвращаем список альбомов; иначе предполагаем, что мы вошли в альбом, пытаемся получить его и отобразить список фотографий.

override func contentsOfDirectory(atPath path: String) throws ? [Any] {     if path == "/" {         requestAlbums()         return vkService.albums.map{ $0.title }     }      guard let album = vkService.getAlbum(forPath: path) else { return [] }     requestPhotos(forAlbum: album)      return album.photos.map{ $0.filename } } 

Методы requestAlbums() и requestPhotos() нам нужны, чтобы запросить у нашего сервиса соответствующий контент.

private func requestAlbums() {     if vkService.albums.count != 0 {         return     }      vkService.fetchAlbums { (_, error) in         if let error = error {             print("ERROR: " + error.localizedDescription)         }          NSWorkspace.shared.noteFileSystemChanged("/Volumes/hello/")     } }  private func requestPhotos(forAlbum album: Album) {     if album.photos.count != 0 {         return     }      vkService.fetchPhotos(forAlbum: album) { (photos, error) in         if let error = error {             print("ERROR: " + error.localizedDescription)         }          NSWorkspace.shared.noteFileSystemChanged("/Volumes/hello/" + album.title)     } } 

Обрати внимание на вызов метода NSWorkspace.shared.noteFileSystemChanged. Существует проблема с тем, что SDK FUSE for macOS ожидает данные синхронно, соответственно, нам нужно будет как-то обновить список файлов, после того как он вернется с сервера. Для этого мы и вызываем упомянутый метод: он сообщит файловой системе, что нужно обновить контент по переданному пути, и метод contentsOfDirectory будет вызван еще раз.

Для простоты здесь данные запрашиваются только один раз, но в боевом решении, конечно, должен быть некий кеширующий сервис, который будет возвращать актуальные данные, при необходимости обновлять их.

Альтернативой (а иногда единственным выходом) может быть решение обращаться к серверу синхронно. Так я делаю в методе получения самой фотографии.

override func contents(atPath path: String) ? Data? {     return vkService.getPhotoData(forPath: path) } 

Метод getPhotoData, принадлежащий классу VKService, получает данные синхронно, используя метод sendSynchronousRequest класса NSURLConnection. Синхронное получение данных будет выглядеть следующим образом:

private func fetchPhoto(urlPath: String) ? Data? {     guard let url = URL(string: urlPath) else { return nil }      let request = URLRequest(url: url)     var response: URLResponse?      do {         return try NSURLConnection.sendSynchronousRequest(request,                                                           returning: &response)     } catch {         print("ERROR: (error.localizedDescription).")     }      return nil } 

Этот метод в настоящее время помечен Apple как устаревший, поэтому альтернативно можно использовать DispatchSemaphore в комплекте с URLSessionDataTask.

У вдумчивого читателя к этому моменту должен был возникнуть вопрос: а как файловая система определяет, показать файл или папку? Для этого необходимо переопределить еще один метод, attributesOfItem.

override func attributesOfItem(atPath path: String!, userData: Any!) throws ? [AnyHashable : Any] {     var attributes: [FileAttributeKey : Any] = [:]      if path == "/" {         return attributes     }      let album = vkService.getAlbum(forPath: path)     if  (album != nil) {         attributes[FileAttributeKey.type] = FileAttributeType.typeDirectory     } else {         attributes[FileAttributeKey.type] = FileAttributeType.typeRegular     }      return attributes } 

Здесь мы определяем, какие атрибуты выставить для файла по заданному пути. Я проверяю, если мы можем получить альбом для этого пути, то выставляем тип «Директория», иначе — «Файл». Для корневой директории нам не требуется возвращать никаких атрибутов.

Отображаем альбомы и фотографии из VK в нашей файловой системе

Что дальше?

В сегодняшнем материале мы рассматривали примеры исключительно read-only-систем, но нужно понимать, что реализовать запись и удаление файлов тоже не сложно: достаточно аналогичным способом переопределить соответствующие методы, с полным перечнем которых ты можешь ознакомиться в заголовочном файле OSXFUSE/OSXFUSE.h. Еще хотелось бы обратить внимание, что метод contents(atPath:) не единственный способ вернуть содержимое файла, для более сложных случаев можно реализовать полный цикл open/read/release, и авторы библиотеки рекомендуют именно этот способ, как более производительный.

Также за кадром осталось то, что FUSE for macOS умеет генерировать события для Notification Center, на которые можно подписаться (например, открывать Finder после того, как система примонтировалась). Пример использования ты также найдешь в исходниках.

Какая особенность FUSE вызывает проблемы согласования при управлении памятью?

  • Вытеснение inode из кеша ядра и ошибка ENOENT
  • Общий системный вызов mmap
  • Игнорирование флагов O_DIRECT

Загрузка …

Выводы и предостережения

C одной стороны, FUSE for macOS — самый простой способ реализовать собственную файловую систему для macOS, который предоставляет верхнеуровневый и довольно удобный интерфейс для описания ее поведения. На другой чаше весов мы имеем следующие недостатки: очень слабая документация — практически единственным источником знаний по этому проекту служат примеры авторов на GitHub; низкий уровень активности в проекте — хотя авторы в рассылке утверждали, что не забросили проект, дождаться ответов на свои вопросы в Issues на GitHub почти нереально. Еще хотелось бы отметить плохо проработанную систему ошибок: если ты сделал что-то неправильно, скорее всего, тебе не прилетит ошибка, а просто перестанут отображаться файлы без каких-либо логов в консоли и прочего. Резюмируя вышесказанное: прежде чем использовать этот проект в продакшене, ты должен быть морально готов самостоятельно разбираться с большинством проблем и закладывать в оценку проекта возможные риски.

WWW

  • Сайт проекта
  • Репозиторий с примерами реализованных файловых систем


Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться и принять участие в жизни нашего интернет-сообщества, либо войти на сайт под своим именем.
Добавьте комментарий, Ваше мнение очень важно:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
rgjrg
Ответ:*
Введите код: *


Самое интересное:
    Гику на заметку:
    Не iPhone самый продаваемый телефон в истории
    Новый планшет BlackBerry PlayBook
    Особенности ремонта айфонов своими руками
    Переделка дачи
    Как выбрать недорогой смартфон
    Зависимость от... мобильного телефона и телевизора
    Востребованные чехлы для ipone 4
    Apple. Истинный лидер или дань моде?
    Чехлы для смартфонов и айфонов
    Вопрос:

    Сколько времени в день Вы проводите за компьютером?

    Более 1 часа
    Более 3 часов
    Более 6 часов
    Более 9 часов
    Более 12 часов

     


    2024 © Cig-bc.ru - Сообщество людей и технологий.

    Все права защищены.

    При цитировании любых материалов, публикуемых в журнале, обязательна ссылка, помещенная не ниже первого абзаца текста. При копировании новостных материалов для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка, размещаемая вне зависимости от объема используемых материалов (полного или частичного). По вопросам рекламы пишите на sales@cig-bc.ru !

    Категории:

    Новости IT
    Гаджеты
    Железо
    Софт
    Игры
    Информация:

    О проекте
    Регистрация
    Статистика
    Карта сайта
    RSS
    Контакт:

    Обратная связь
    Email: admin@cig-bc.ru